Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение 3
Глава 1 История возникновения и основные идеи большевизма 5
1.1 Большевизм и деятельность В. И. Ленина 5
1.2 Большевизм о революции, свободе, классовом обществе 8
1.3 Этапы становления большевизма: теоретический аспект 10
Глава 2 Большевизм: идеи Л. Д. Троцкого, Н. И. Бухарина. Большевики и религия 12
2.1 Концепция большевизма у Л. Д. Троцкого, Н. И. Бухарина 12
2.2 Большевизм как государственная религия 17
Заключение 21
Список используемой литературы 22
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Октябрьская революция сама по себе явилась величайшим культурным фактором, великой школой политического просвещения народных масс. Многомиллионные массы народа - рабочие, крестьяне, солдаты,- участвуя в революционных событиях, втянулись в активную политическую жизнь. Миллионы людей за короткий срок продумали и поняли важнейшие политические вопросы своей судьбы и судьбы своей родины. Победа Великой Октябрьской социалистической революции создала условия для политического и культурного воспитания трудящихся в духе социализма государственными методами в масштабе всей страны. Октябрьская революция родилась и победила под знаменем марксизма-ленинизма, под руководством большевистской партии и знаменовала собой торжество революционной теории. «Победа Октябрьской революции,— подчёркивал И.В. Сталин в работе «Конспект статьи «Международный характер Октябрьской революции: К десятилетию Октября», - означает коренной перелом в истории человечества, коренной перелом в исторических судьбах мирового капитализма, коренной перелом в освободительном движении мирового пролетариата, коренной перелом в способах борьбы и формах организации, в быту и традициях, в культуре и идеологии эксплуатируемых масс всего мира» . «Раньше танцевали от французской революции XVIII столетия, используя ее традиции и насаждая ее порядки. Теперь танцуют от Октябрьской революции. Раньше Франция. Теперь СССР. Раньше «якобинец» был страшилищем всей буржуазии. Теперь большевик является страшилищем буржуазии. Эра «простых» буржуазных революций, когда пролетариат был лишь ударной силой, а эксплуататоры пользовались плодами революций, – прошла. Наступила эра пролетарских революций в капиталистических странах» . Эти заметки архиважны для понимания большевизма, революции и советской власти. Победа Октябрьской революции означала превращение марксизма-ленинизма в государственную идеологию. Впервые за свою историю марксизм с октября 1917 г. не только перестал быть гонимой и преследуемой теорией, но обрёл возможность свободного и всестороннего развития в общегосударственном масштабе, при поддержке государства. Издание и распространение книг по марксизму-ленинизму, пропаганда идей марксизма-ленинизма, дальнейшая разработка научных проблем революционной теории стали делом государственных организаций: печати, школы, научно-исследовательских учреждений.
Сегодня все чаще встает вопрос о путях развития политической, культурной, социальной сферы в нашей стране. Все чаще воспоминают политику социализма и большевизма. Поэтому рассмотрение идеологии большевизма в настоящее время является крайне актуальным вопросом.
Целью данной работы является рассмотрение большевизма как политической теории, идеологии и практики.
Задачи:
- рассмотреть большевизм и деятельность В. И. Ленина;
- изучить вопросы большевизма в революции, свободе, классовом обществе;
- описать этапы становления большевизма: теоретический аспект;
- описать концепцию большевизма у Л. Д. Троцкого, Н. И. Бухарина;
- рассмотреть большевизм как государственную религию.
Объект исследования – большевизм. Предмет исследования – различные концепции большевизма.
Глава 1 История возникновения и основные идеи большевизма
1.1 Большевизм и деятельность В. И. Ленина
Большевизм давно стал предметом исследований отечественных и зарубежных ученых . Формально он возник на заключительном этапе II съезда РСДРП, состоявшегося в 1903 г. в Лондоне, на котором во время выборов руководящих органов партии сторонники В. Ленина и Г. Плеханова составили большинство, а единомышленники Ю. Мартова и П. Аксельрода - меньшинство. За данным расхождением по организационному вопросу скрывались серьезные противоречия русских марксистов в определении сути социально-политических преобразований в России и средств ее осуществления. Для подготовки к скорой социалистической пролетарской революции Ленин стремился создать партию «нового типа», построенную по форме боевой организации с жесткой дисциплиной и иерархической структурой. Меньшевики же исходили из того, что преемником самодержавия может быть лишь либеральная буржуазия, а пролетарской партии следует находиться на крайнем левом фланге оппозиции, вступая при необходимости в союзы со всеми другими оппозиционными силами, в том числе с буржуазией. Предлагалась также более мягкая формулировка определения членства в партии, не требующая непременной работы ее членов в первичных организациях.
Стержнем идеологии большевизма явилась идея осуществления пролетарской революции. Неожиданная для многих русская революция выросла из мировой войны и ряда нерешенных социальных проблем: земельной реформы, необходимости правового урегулирования отношений между рабочими и владельцами фабрик и заводов, демократизации политической системы. Они затрагивали коренящиеся в народном сознании идеалы социальной справедливости и надо признать, что лозунги большевиков: земля крестьянам, фабрики рабочим и мир народам соответствовали в этот период состоянию сознания рабочего класса и крестьянства. Насущные задачи по преодолению феодально-самодержавной системы и созданию правового государства совпали в большевизме с планом ускоренного строительства высокопроизводительного общества, достигшего высочайшего уровня мировой культуры. Во всех своих разновидностях большевизм отражал столкновение «двух градов», - утопического и земно
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Ахиезер А.С. и др. Социокультурные основания и смысл большевизма. Новосибирск. 2002.
2) Бердяев Н. И. Истоки и смысл русского коммунизма. Репринтное воспроизведение издания. Париж : YMCA-PRESS, 1955. М. : Наука, 1990.
3) Жидкова Е. Советская гражданская обрядность как альтернатива обрядности религиозной // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2012. No 3–4. С. 411-420
4) Карпов А.В. Русский Пролеткульт. Идеология, эстетика, практика. СПб., СПбГУКИ. 1992.
5) Ленин В.И. Что делать? Наболевшие вопросы нашего движения. М., Издво политической литературы. 1989
6) Ленин В.И. Государство и революция. Учение марксизма о государстве и задачи пролетариата в революции. М., Изд-во Политической литературы. 1985.
7) Некрасов С. Н. Культура и строительство новых форм жизни: психотип большевиков и преобразовательная роль социалистической революции// РАЗВИТИЕ НАУКИ, ОБЩЕСТВА, ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ. Монография. Пенза, 2022. С. 183-185
8) Никонов В. А. Молотов: Молодость. М. : ВАГРИУС, 2005
9) Осипов И.Д. В.И. Ленин и идеология большевизма//ФИЛОСОФИЯ МАРКСИЗМА. ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ. К 200-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ КАРЛА МАРКСА. Санкт-Петербург, 2018. С. 90-106
10) Рассел Б. Практика и теория большевизма. М., Наука. 1991
11) Троцкий Л.Д. К истории русской революции. М., Изд-во Политической литературы. 1990.
12) Черноперов В. Л. Забвение религиозно-нравственного воспитания – путь к политическому банкротству // Церковь, государство и общество в истории России ХХ века : материалы II Всероссийской конференции. Иваново, 5 декабря 2002 г. Иваново : Иван. гос. ун-т : Иваново-Вознесенская Правосл. Духовная семинария, 2002. С. 101-110
13) Черноперов, В. Л. Большевизм как квазигосударственная религия// ГОСУДАРСТВО, ОБЩЕСТВО, ЦЕРКОВЬ В ИСТОРИИ РОССИИ ХХ-XXI ВЕКОВ. Материалы XVII Международной научной конференции, посвященной 100-летию создания Иваново-Вознесенской губернии и 100-летию высшего образования в Ивановском крае. 2018. С. 374-379